Перейти к содержимому


На тихоходных ТБ-3 днем и без прикрытия.


В этой теме нет ответов

#1 Дегель

    Профессионал

  • Форумчанин
  • PipPipPipPipPipPip
  • 5868 сообщений
  • 32152 спасибо
  • Городкишинев

Отправлено 20 November 2020 - 13:48

Этот момент мне всегда казался одним из самых трагичных в истории Великой Отечественной войны. Конечно, во многом это связано с не один раз просмотренным фильмом «Живые и мертвые».

Помните, в самом начале, когда Синцов едет к Бобруйску и узнает, что переправа через Березину занята немцами, над ним пролетают три ТБ-3? Потом они бомбят переправу, слышны взрывы бомб, затем здоровенные воздушные корабли летят назад и их, как в тире, сбивают немецкие истребители одного за другим.

«Наших соколов как слепых котят»,




говорит выпрыгнувший с парашютом летчик, не понимающий, как их послали днем в полет без прикрытия и выполнивший приказ ценой гибели всего звена…

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок


Эта история случилась на самом деле 30 июня 1941 года.

Правда, есть одно но. Константин Симонов, бывший наземным свидетелем разгрома нашей бомбардировочной авиации в воздушном сражении в небе над Бобруйском, малость напутал. Он видел, как сбивали не только ТБ-3, но и двухмоторные ДБ-3, так как в дальнейшем подобрал с солдатами в том числе и летчиков, летавших именно на этом самолете.

Впрочем, это не суть важно, потому что ДБ-3 над переправами через Березину, при подходе и отходе от них в тот день сбивали точно также. Всего 30 июня 1941 года под Бобруйском было потеряно 52 дальних и тяжелых бомбардировщика. Кроме того, были потеряны еще и фронтовые бомбардировщики. Это до фига.

Но сегодня – не обо всех, а об вполне конкретных. Шести машинах ТБ-3 из состава 3-его дбап.

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок


Потому что ТБ-3 в тот день, ближе к вечеру, переправы через Березину бомбили. Ведь в 3-й дальнебомбардировочный полк, летавший на ТБ-3 и готовившийся к боевой работе в ночь, через голову комкора поступил непосредственный приказ комфронта Павлова: "Немедленно организовать вылет бомбардировщиков".

И комполка Зарянский, несмотря на имевшийся у него приказ комкора вылетать ночью с 30 июня на 1 июля, приказал шести кораблям отправиться днем.

Вылетели ТБ-3 около 16:15, на цель вышли к 18:00. Отбомбились, а потом на отходе началось побоище. Потому что хотя летчикам пообещали, что прикрытие будет, в реальности истребителям приказ так никто и не отдал. И тяжелые, тихоходные самолеты оказались не прикрыты ничем. Впрочем в тот день над Березиной бомбили без прикрытия не только они. ТБ-3 появились как раз, когда над переправами был растерзан немецкими истребителями 212 дбап, работавший по целям около 15:45 - 15:50.

В вылете принимали участие шесть ТБ-3 под командованием капитана Георгия Прыгунова, лейтенанта Арсена Хачатурова, капитана Михаила Красиева, старшего лейтенанта Михаила Глаголева, старшего лейтенанта Тихона Пожидаева, лейтенанта Александра Тырина. Так и не получив прикрытия, они вышли на цель. Несмотря на сильный зенитный огонь, сделали два захода по цели.

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок


При отходе на шестерку ТБ-3 накинулись немецкие истребители из 8./JG51. Противопоставить им было нечего – только пулеметы стрелков.
«…Небо было ясное, ни одного облачка. Видимость великолепная, когда напали истребители, видно было улыбающиеся физиономии фрицев»
рассказал потом один из уцелевших.
За 4 минуты немцы подожгли 4 из 6 ТБ-3. Корабли Пожидаева, Тырина и Хачатурова были сбиты, часть экипажей спаслась на парашютах. Прыгунов смог довести ТБ-3 до территории, где находились советские войска, после чего пошел на вынужденную посадку. ТБ-3 Красиева получил многочисленные повреждения, но до своего аэродрома дотянул, а ТБ-3 Глаголева повреждений не получил и спокойно сел на своем аэродроме. Повезло. На этот раз
Хотя из этого боя и в целом из результатов воздушного сражения 30 июня 1941 года складывается удручающая картина полного разгрома советской авиации, это было не совсем так. Потери были огромные. Но большая их часть была связана с тем, что людьми и техникой буквально затыкали дыру, бросая их на откровенную погибель. Если же люди и техника использовались правильно, таких катастрофических потерь не было.

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок



Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть донесение 3 тбап, написанное по результатам вылетов на следующий день - 1.07.1941. В нем сообщается, что всего в ночь с 30.06 по 01.07 на вылеты отправлялись 29 ТБ-3, 23 – вернулись на свой аэродром, 4 – сбиты, 2 – сели на вынужденную посадку. То есть те, кого использовали грамотно, таких потерь не понесли.

Впрочем, потери были и дальше. Вот как сложились судьбы летчиков, принимавших участие в этом вылете.
Арсен Хачатуров сложил голову в небе над Бобруйском в этом вылете.
Михаил Глаголев привел свой самолет без повреждений. Но он погиб буквально через несколько дней. В ночь на 6 июля 1941 года его самолет разбился и взорвался при посадке на своем аэродроме.

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок

в полк и продолжил воевать. 31 августа 1942 года при возвращении из вылета был убит в воздухе атаковавшим немецким истребителем. Кстати, в сентябре 1941 года Пожидаева за полет 30 июня 1941 года наградили орденом «Красной звезды». Заслуженно, я считаю. Потому что для экипажей этот вылет был, конечно, билетом в один конец.

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок


Александр Тырин стал одним из тех, кто выпрыгнул из горящего ТБ-3 с парашютом, а потом оказался в числе летчиков, которых подобрал Константин Симонов. Говорил ли он знаменитые слова
«Мы тоже неживые»
точно сказать нельзя.
Но то, что он не остался с пехотой – это совершенно точно. Это ни в коем случае не упрек. Каждый должен делать свою работу. Кроме того, Тырин получил ожоги и переломы, поэтому попал в госпиталь. Потом продолжил летать. Летал много, только за 1942 – 1943 годы совершил 190 полетов

До Победы Тырин не дожил – разбился 27 января 1944 года при катастрофе ТБ-3.

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок


Иван Красиев на поврежденном ТБ-3 дотянул до своего аэродрома. Продолжил летать. 19 сентября 1941 года был сбит зенитным огнем, выпрыгнул с парашютом и попал к партизанам. До декабря 1941 года партизанил, потом вернулся в свой полк. В 1942 году освоил Ли-2, а в июле 1943 года его перевели в учебный полк. Там, в должности комэска он и служил до конца войны.[/font][/color]

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок


И наконец, Георгий Прыгунов. Про него я как-нибудь напишу отдельную статью, потому что его военная судьба – это целый приключенческий роман.
После вынужденной посадки на горящем ТБ-3 он продолжил воевать. Был награжден орденом Ленина и Красного Знамени. В ночь на 1 апреля 1942 года был сбит над Гжатском. Майор Прыгунов выпрыгнул с парашютом и был захвачен немцами.
Год Прыгунов провел в плену. В мае 1943 года смог бежать! До сентября 1943 года проходил проверку, после чего был послан воевать в наземные части (видимо, штрафбат, но это пока не точно). Там 2 февраля 1944 года получил тяжелое ранение, закончившееся ампутацией правой руки. После этого в 1945 году оказался снова в дальней авиации. Служил помощником начштаба 336 бап по разведывательной работе все в том же звании майора. В этой должности его наградили медалью за оборону Москвы. Ушел в закат в 1983 году.
Вот такие были летчики

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок



Спасибо от 3 Пользователи:




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей