Перейти к содержимому


Не только «волк с яйцами»


В этой теме нет ответов

#1 igori1ok

    Профессионал

  • VIP
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2620 сообщений
  • 14062 спасибо
  • ГородКишинев

Отправлено 28 July 2020 - 23:30

Изображение

Для большинства современных геймеров слова «советская видеоигровая индустрия» звучат как «космическая программа Зимбабве». Да, у кого-то была пресловутая «Волк ловит яйца». Кто-то вспомнит Алексея Пажитнова с его гениальным «Тетрисом». Кому-то на ум придут пиратские клоны NES от компании Steepler, хоть они и появились после распада СССР.

Но не все знают, что мрачный тоталитарный Союз выпускал не так уж мало электронных развлечений, включая полноценные консоли. Причём среди них найдутся даже собственные разработки, уникальные и по сегодняшним меркам.




Атака клонов: советские портативные консоли

Хотя, конечно, в большинстве своём советские игровые консоли были самыми что ни на есть бесстыжими клонами. Вопросы авторского права волновали советское руководство не более, чем волнуют сегодня какого-нибудь дядюшку Ляо, который шьёт кроссовки Abibas в своём полуподвале на окраине Гуанчжоу. Так что передирали всё — совершенно беззастенчиво и чаще всего абсолютно безвозмездно.
Тотальное дублирование заметнее всего среди хэндхелдов. Как пишет Тимофей Скоренко в книге «Изобретено в СССР: История изобретательской мысли с 1917 по 1991 год», среди советских портативок вообще не найти ни одной самостоятельной разработки — все они были скопированы какая откуда. Это, конечно, не совсем так, но по большей части правда.



Самый яркий пример — та самая «Ну, погоди!», в которой волк ловит катящиеся из-под кур яйца. Из оригинального в ней разве что персонажи одноимённого мультфильма да название модели: «Электроника ИМ-02». В остальном это чистой воды карманная игрушка Egg из серии Nintendo Game & Watch.

Придумал её, между прочим, не абы кто, а сам Гумпэй Ёкои, продюсер Metroid, пары игр про Марио и легендарного Game Boy. А советские инженеры, в свою очередь, разобрали аппарат на винтики и сделали точную русифицированную копию.





Изображение

Изображение

01, 02 — Chef от Nintendo и «Весёлый повар» от «Электроники». Что называется, найдите десять отличий (фото abandongames.ru и antiquesnavigator.com соответственно)








В Японии Game & Watch выпускались с 1980-го, так что СССР отстал от проклятых капиталистов не так уж и сильно — «Ну, погоди!» появилась на прилавках всего четыре года спустя. Следом повалили «Веселый повар» (в японском девичестве Chef), «Тайны океана» (Octopus), «Космический мост» (Fire) — даже «Микки Маус» (внезапно, в оригинале тоже Mickey Mouse) и многие, многие другие.

Вообще, под маркой «Электроника ИМ» (то есть «игра микропроцессорная») выпускали уйму всякой всячины, от музыкальных синтезаторов до шахматных компьютеров. Но карманные игровые консоли пользовались особой популярностью. Их отличал немудреный геймплей и слабенькое железо, зато стоили они вполне приемлемых денег — в районе 23-25 рублей, примерно четверть зарплаты того самого советского инженера.



Изображение

Ходили слухи, что если набрать в «Ну, погоди!» тысячу очков, игра покажет мультик. К сожалению, сегментированный ЖК-дисплей на такие трюки не способен (фото ru.wikipedia.org)








Но не все карманные консоли того времени были так уж просты. Встречались среди «электроник» вещи весьма интересные и необычные.

«Электроника ИМ-12» (Nintendo CJ-93 Donkey-Kong JR) была снабжена цветным экраном и зеркалом, через которое, собственно, пользователь и следил за игрой. Главной фишкой выступали сменные картриджи, что уже позволяет назвать «ИМ-12» вполне полноценной консолью. Правда, игра для этой портативки, видимо, существовала всего одна, «Винни-Пух».



«Электроника ИМ-26» (Bandai Digi Casse) тоже работала со сменными картриджами-экранами. Их здесь было аж целых пять штук и все они шли в комплекте с самим устройством.



Гоночная игра «Электроника ИЭР-01» (Mattel Electronics Auto Race) щеголяла дисплеем с разрешением три на девять пикселей. Не так уж плохо для девайса, американский прототип которого стал в 1976 году первой карманной игровой консолью в истории.


Изображение



Внешний вид советской копии (фото с форума zx-pk.ru)





«Электроника МК 90» (она же «ПК-100») была полноценным микрокомпьютером, полностью разработанным в СССР. Аналогов этой машинки на Западе не найти. Помимо серьёзных задач «МК 90» поддерживала и недурные игры. Здесь были и «Тетрис», и «Пакман», и «Змейка», и «Сапёр», и бог знает что ещё.

А тот, кому не хватало чужих творений, всегда мог написать собственную игру прямо здесь же, на встроенном «Бейсике». К тому же приложения можно было переносить между устройствами на сменных модулях памяти (что-то вроде привычных нам флэшек, но на батарейках). Жаль, стоила эта забава 3500 рублей — среднюю зарплату за три года.



Продолжение тут

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок







Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей