Перейти к содержимому


Монеты и эпидемии. Часть 1


В этой теме нет ответов

#1 КЛАСИК

    Профессионал

  • Форумчанин
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2447 сообщений
  • 13654 спасибо
  • ГородКишинёв

Отправлено 24 March 2020 - 10:24

Делай что должно и будь что будет! (Марк Аврелий римский император, философ)

Монеты – это особая форма сохраненной исторической информации. Это своеобразные биты и килобайты прошлого, с помощью которых мы вполне можем восстанавливать события минувших эпох. В эпоху Древнего мира и Средневековья не было никакого более эффективного средства массовой информации, чем монеты.
Они несли в самые удаленные провинции империи информацию о смене правителя, о великих победах и триумфах императора, сообщали о его добродетелях и появлении наследников. С большой долей уверенности мы можем назвать монеты самым эффективным средством массовой информации до момента появления первых печатных изданий.

Но не только сферы политики и общественной жизни отражались на древних монетах – на них было место и для информации о здоровье. По таким сюжетам на монетах мы можем определить, в период какого правителя тема здоровья и исцеления становилась особенно актуальной, и, что интересно, изображения, связанные по смыслу с античной и средневековой медициной и сопутствующей ей тогда мистикой, появлялись как раз во времена особой опасности – в то время, когда древние государства Средиземноморья и более поздние государства Европы охватывали массовые эпидемии!

Изображение

Аллегорическое изображение эпидемии

Эпидемия (греч. ἐπιδημία – повальная болезнь, от ἐπι – на, среди и δῆμος – народ) в переводе с греческого означает «повальная болезнь среди народа». Так с давних времен называют заболевания, которые прогрессируют во времени и пространстве и превышают обычный уровень заболеваемости на данной территории. Но древние монеты сохранили память, если говорить современным языком, и о пандемиях – таких эпидемиях, которые распространялись на территории целой страны, нескольких стран или даже за пределами древних держав.

Первая крупная пандемия в известной истории человечества получила имя императора Марка Аврелия Антонина. Она разразилась во время его правления и сама же унесла его жизнь. Что это была за болезнь, до сих пор точно не известно. Скорее всего, оспа или корь – чумой она называется по традиции.

В Рим ее принесли войска, вернувшиеся из похода на Ближний Восток. «Чума Антонина» дошла до Рейна, убив пять миллионов человек. Она опустошила Рим и лишила его большей части армии. Золотой век империи на этом закончился. Более подробно о самой болезни чуть позже, а пока о монетах, чеканенных в империи в это сложное время.

Именно в период правления Марка Аврелия и его супруги Фаустины Младшей фиксируются монеты с изображением древнегреческой богини Гигии. Вот яркий пример монеты той эпохи.

Изображение

Римская провинциальная монета (медь), на аверсе портрет императрицы Фаустины Младшей (130-176 гг. н.э.), профиль вправо, круговая легенда ФAVCTEINA CEBACTH (Фаустина императрица). На реверсе – богиня Гигия стоит прямо, держит в руках змею и кормит ее с чаши. Монета чеканена в провинции Фракия, г. Пауталия (совр. Кюстендил, Болгария).

Гигия была старшей дочерью бога медицины Асклепия.

Изображение

Гигия и Асклепий

Гигия часто изображается со змеей и чашей – древнейшими атрибутами исцеления, дошедшими до наших дней. Вспомним эмблему медицины – чашу, обвитую змеей. Что обозначают змея и чаша? Змея во многих традициях является символом жизни, исцеления, ясновидения и мудрости. И, соответственно, сопровождает существ (богов или людей), обладающих этими качествами. Змея также символизирует очищение.

Змея периодически сбрасывает старую кожу, а человек способен возобновляться, освобождаясь от всего косного и отжившего: негативных мыслей и чувств, масок, привычек, болезней. Яд змеи способен как убивать, так и исцелять. Все дело в дозе. Недаром мера – один из основных принципов медицины.

Изображение

Чаша – символ емкости, хранящей божественные силы, дарующие жизнь и исцеление.

В мифах разных традиций боги пьют из чаши небесный напиток бессмертия (амриту, сому, амброзию). Греческая чаша без ножки, фиал – неотъемлемый атрибут различных ритуалов, изготавливалась из дорогих металлов и украшалась изнутри изображением лепестков лотоса – символа жизни. Именно ее обычно держит в руках Гигия. Удивительно, но имя именно этой богини здоровья сегодня мы слышим наиболее часто! Знакомое нам с детства слово «гигиена» обозначает раздел медицины, посвященный предупреждению заболеваний, укреплению здоровья и продлению жизни.

Изображение

Гигия

Отца Гигии, древнегреческого бога Асклепия, мы также можем увидеть на монетах. В древности не было городов и весей, где бы мы с вами не встретили мраморную или глиняную скульптуру этого мифологического целителя, но до нашего времени дошли в основном его изображения на римских монетах, чаще в меди или латуни.

Изображение

Асклепий

Вот одна из таких монет. Римская провинциальная монета (аурихалк – латунь) император Александр Север (222-235гг. н.э.). На аверсе – профили императора Александра и Юлии Маммеи (мать имп. Александра Севера), круговая легенда AVT.K.M. CEVH. AЛЕХАNДРОС IOVAIA MAMAIA.(Автократор кесарь правитель Северос Александр Юлия Маммея). На реверсе мы видим величественную фигуру бога Асклепия, явно скопированную со скульптурного оригинала в одном из храмов, Асклепий стоит с посохом, а слева у его ног змея. Справа буква Е – обозначение номинала монеты в 5 ассариев. Mонета чеканена в римской провинции Нижней Мезии, в городе Маркианополь.

Изображение

В «Илиаде» Гомера Асклепий – человек, умерший незадолго до Троянской войны, в которой принимали участие его сыновья Махаон и Подалирий. В мифологии Асклепий – сын Аполлона и Корониды, дочери Флегия (по другой версии – Арсинои, дочери Левкиппа). Асклепия чаще всего изображают в виде бородатого мужчины в расцвете сил, похожего на Зевса, однако более доброжелательного. В руке у него посох, обвитый змеями. От его имени произошло название древнегреческих больниц, которые были лечебницами при храмах – асклепейонов.

Культ Асклепия быд весьма популярным в Древней Элладе и вытеснил культы других «божественных врачей». Храмы бога, асклепионы, стали своего рода больницами, куда стекались страждущие. Жрецы бога, асклепиады, вели свой род от Асклепия. Первоначально их помощь заключалась в выполнении магических ритуалов. С течением времени они научились применять и другие методы лечения, включающие водолечение, диеты, гимнастические упражнения, использование различных трав и даже хирургические вмешательства. На протяжении нескольких веков асклепиады смогли накопить знания по эффективному лечению ряда заболеваний.

Изображение

Асклепион - лечебница при храме Асклепия

Асклепиад из Коса Гиппократ одним из первых стал утверждать, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. Именно с его именем связывают выделение медицины в отдельную науку.

Почитание Асклепия в IV-III веках до н. э. вышло за пределы европейской части Греции и распространилось по всему Средиземноморью. В Древнем Риме культ греческого бога медицины официально признали в III веке до н. э. Греческое имя Асклепия романизировали в Эскулапа, или Эскулапия. И сейчас в литературе можно встретить термин «эскулапы» в значении «врачи».


Продолжение следует…



Спасибо от 13 Пользователи:




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей