Перейти к содержимому


Орнаментированные пряслица


В этой теме нет ответов

#1 igori1ok

    Профессионал

  • VIP
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2581 сообщений
  • 13784 спасибо
  • ГородКишинев

Отправлено 11 February 2020 - 22:46

Лепные пряслица часто обнаруживают в женских захоронениях раннего железного века. В позднескифских могильниках Крыма их найдено множество, однако среди них практически не встречаются орнаментированные изделия. Известно несколько находок с геометрическим орнаментом из врезных (обычно зигзагообразных) линий, но в сравнении с неорнаментированными их ничтожно мало. Можно сказать, что декорирование пряслиц людям, населявшим предгорную часть полуострова в первые века н. э., в целом не было свойственно. При этом среди находок, выявленных при исследовании могильников, известна немногочисленная группа изделий с прочерченными на их поверхности изображениями животных.
В настоящее время большая их часть, происходящая из могильников Усть-Альма, Заветное, Скалистое III, Черноречье, хранится в фондах Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника (БИКАМЗ). Ряд находок происходят из могильников Бельбек IV, Брянское, Неаполь и «Совхоз 10». Обычно пряслицами сопровождались женские захоронения: одним, реже — двумя, и совсем редко — большим количеством пряслиц.

Изображение

Из Усть-Альминского некрополя, несмотря на большое количество обнаруженных пряслиц, происходят только три с изображениями животных. Одно такое пряслице было найдено в могиле №53. Изделие имело биконическую форму (высота 2,5 см, диаметр 2,7 см) и сделано из плотной глины, серой после обжига. На нем были «процарапаны две фигурки животных — оленя с ветвистыми рогами и козла, обращенных головами друг к другу. Датируется погребение с этим пряслицем в пределах второй половины II – первой половины III в. н. э.
Из склепа №120 происходит пряслице почти шаровидной формы (высота 2,3 см, диаметр 2,5 см). Глина после обжига серо-коричневая, поверхность темно-коричневая, почти черная, лощеная до блеска. На пряслице «прочерчены три фигурки идущих друг за другом оленей с ветвистыми рогами», обращенных головами вправо. Пряслице найдено у самой стенки склепа, рядом с остатками досок гроба, поверх которых располагались смещенные кости трех погребений. Время создания изделия определяется первой половиной II в. н. э.
В могиле №1124 зафиксировано пряслице почти шаровидной формы (высота 2,0 см, диаметр 2,2 см), поверхность которого темно-коричневая, лощеная. На поверхности прочерчено изображение двух животных, обращенных головами вправо. У одного из них ветвистые рога, у второго короткой прямой линией обозначено, предположительно, ухо, а рога переданы двумя изогнутыми параллельными линиями. Вероятнее всего, пряслице сопровождало захоронение девочки второй половины II – первой половины III в. н. э.
На могильнике Бельбек IV пряслица найдены в 44 из 336 погребений, обычно по одному в могиле, в одном погребении обнаружены 3 экземпляра. На нескольких пряслицах процарапаны граффити, которые представляли собой схематичное изображение животных — оленей и, возможно, собак. Комплексы, в которых были найдены пряслица датируются в основном концом II – первой половиной III вв.

Изображение





Три пряслица, украшенные процарапанными рисунками обнаружены на могильнике Заветное. В погребении №14 было найдено пряслице биконической формы (высота 2,6 см, диаметр 2,9–3,0 см). Описание сложного рисунка дано автором раскопок Н. А. Богдановой




:Изображение[indent]
на одной стороне всадник, перед ним схематическое изображение собаки, нападающей на животное. Резной орнамент на другой стороне пряслица изображает, по-видимому, пейзаж: у отверстия видны ломаные линии (горы?). Возможно, здесь изображен пейзаж, окружающий охотника, жившего в округе городища Алма-Кермен».[/indent]
На верхней части пряслица одна за другой прочерчены четыре фигуры животных, обращенных вправо, на одном из них изображена фигура всадника. Понимание сюжета данной композиции во многом зависит от того, какую из фигур считать первой при линейной развертке рисунка. По-видимому, здесь действительно представлена сцена охоты: два животных убегают, их преследуют собака, прыгающая с открытой пастью на круп ближайшего к ней животного, за ней следует всадник, восседающий на лошади. На нижней части пряслица прочерчены зигзагообразные линии. Углубленные линии рисунка заполнены белым веществом. Есть основания для отнесения комплекса с пряслицем к концу I – началу II в. н. э.
На могильнике Скалистое III пряслица найдены в 21 из 121 раскопанных погребальных сооружений могильника, но лишь на одном изделии имеется рисунок с изображением животных. Оно было найдено в могиле №12, датируемой концом II – первой половиной III в. н. э. Миниатюрное пряслице биконической формы (высота 1,5 см, диаметр 1,8 см) было украшено рисунком двух животных. Определить этих животных трудно. У одного из них короткими прямыми линиями прочерчены отростки, изображающие рога или уши.
Одно пряслице, украшенное изображением животных, происходит из Неапольского некрополя - биконическое, «лощеное, с процарапанными на нем тонкими линиями, заполненными белой пастой, фигурками стилизованных скачущих оленей». Обнаружено оно в подбойной могиле с женским захоронением второй трети II столетия. Еще три пряслица с изображениями животных найдены в погребениях Чернореченского могильника, на раннем участке некрополя. На изделия были нанесены изображения оленей. Комплексы датированы концом II – первой половиной III в. н. э. Наиболее поздним пряслицем этого типа, с неясным изображением, является найденное в могильнике Совхоз 10, датируемое концом II – первой половиной III в. н. э.

Изображение






Исследователь Усть-Альминского некрополя А.А. Труфанов полагает вероятным, что изготовлены пряслица с изображениями они не одним мастером, который придерживался бы одной формы. Это подтверждается разнообразием форм, материала и способа изготовления. Рисунки тоже разнятся манерой исполнения. Не вызывает сомнения, что и они выполнены различными людьми. Сходство изображений наблюдается лишь между некоторыми изделиями из Усть-Альмы и из Бельбека IV.
Изображения нацарапаны тонким острым инструментом на поверхности изделий после обжига. Глина плотная, поверхность гладкая после лощения, почти черная (темно-серая или темно-коричневая), что не типично для большинства неорнаментированных пряслиц, глина которых рыхлая, с многочисленными включениями. Толщина линий разная
Пряслица с изображениями животных в Крыму — явление относительно кратковременное и локальное. Подобные изделия не известны за пределами полуострова, поэтому их появление в варварских погребениях предгорного Крыма неуместно связывать с культурным влиянием извне или переселением каких-то групп населения. Ничего подобного здесь не было прежде, никакого продолжения за этим не последовало. Внезапно появившись, пряслица с изображениями животных так же внезапно исчезают.
Пряслица являются элементом женской субкультуры. При этом не известно, сами ли женщины их изготавливали, получали от мужчин-родственников, или же приобретали у ремесленников или торговцев. Принято считать, что лепная посуда изготавливалась самими пользователями для удовлетворения их собственных потребностей, в силу чего данная категория находок может выступать маркером этнокультурных различий.
Список литературы




Труфанов А.А. Пряслица с изображениями животных из варварских могильников предгорного Крыма // Крым в сарматскую эпоху (II в. до н.э. - IV в.н.э.). 2019. Т. 5. С. 282-299.

Спасибо от 7 Пользователи:




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей