Перейти к содержимому


ЛЕГЕНДА РУССКОГО ФАРФОРА АЛЕКСАНДРА ЩЕКАТИХИНА-ПОТОЦКАЯ.


В теме одно сообщение

#1 shtolz88

    Профессионал

  • Форумчанин
  • PipPipPipPipPipPip
  • 7067 сообщений
  • 15346 спасибо
  • ГородKishinev

Отправлено 23 January 2020 - 10:14

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок


Родилась будущий живописец, художник театра, скульптор и фарфорист в семье русского купца-старовера Василия Григорьевича Щекатихина. Дед художницы, Григорий Васильевич, занимался иконописью и книжной миниатюрой, расписывал пасхальные яйца, бабушка по материнской линии слыла искусной вышивальщицей.

В 1908 году, окончив гимназию переехала в Петербург и поступила в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. В 1910 получила малую серебряную медаль, в 1911 большую. В 1910 была командирована на русский Север для ознакомления с памятниками старинного зодчества и народным крестьянским искусством, а в 1913-в Грецию, Италию и Францию; в течение нескольких лет занималась в Париже в «Academic Ranson».

Как художница, она в большей мере росла и формировалась под воздействием Н. К. Рериха, увлекавшегося искусством и археологией Древней Руси. Рериху она помогает в работе над росписями церкви Святого Духа в имении княгини М.Тенишевой в Смоленской губернии и над оформлением балета И.Стравинского «Весна священная» (1913) для антрепризы С. Дягилева. А также выполняет эскизы костюмов к «весенней сказке» А.Островского «Снегурочка», к балету на музыку М.Мусоргского «Ночь на Лысой горе», к опере А.Рубинштейна «Демон», эскизы декораций и костюмов к опере А.Серова «Рогнеда», к опере Н.Римского-Корсакова «Садко».
Кстати, Александра Васильевна делала и эскиз костюма лебедя к балетному номеру на музыку Сен-Санса для великой балерины Анны Павловой.

В начале 1918 года была приглашена на Государственный фарфоровый завод.

Уникальным явлением в искусстве 1918-1921 гг. стал агитационный фарфор.
На Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе в Петрограде оказались большие запасы нерасписанных изделий, которые решено было использовать не просто как посуду, а как средство революционной агитации. Вместо цветов и пастушек появились призывные тексты революционных лозунгов: “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”, “Земля трудящимся!”, “Кто не с нами, тот против нас” и другие, которые под искусной кистью художников складывались в яркий декоративный орнамент. Прекрасное качество исходного материала дало толчок к развитию техники и пластики, а в результате советский агитационный фарфор занял достойное место в мировом искусстве. С 1921 года вся продукция ЛФЗ шла исключительно на экспорт.

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок



Над созданием агитфарфора работала группа художников во главе с Сергеем Васильевичем Чехониным (1878-1936). До революции он входил в объединение «Мир искусства» и был известен как мастер книжной иллюстрации, тонкий знаток различных стилей, ценитель и собиратель произведений народного творчества.

В отличие от строгого и геометризированного Сергея Чехонина, приверженца авангардной пластики, Александра Щекатихина-Потоцкая тянула ниточку фольклора – ярких, праздничных и одновременно драматических образов. Сцены венчаний, застолий, плясок и забав органично сочетаются с фигурами матросов, комиссаров, советской эмблематикой и лозунгами. Её работы отражали актуальные события, передавали внутреннее восприятие будоражащего периода, но нигде нет явного политического акцента. Она занималась искусством.
В искусство фарфора она принесла яркий, праздничный и одновременно драматичный мир фольклорных и иконописных образов, увиденных глазами художника, не чуждого авангарду 1910-1920-х.

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок



В росписи фарфора художница, несомненно, была новатором. До сих пор никто не расписывал его так эмоционально, живописно и красочно. Она создала свой неповторимый стиль с глубоко национальным характером и умением воплощать красоту жизни в столь хрупких и миниатюрных предметах.

Когда началась война, чете предложили эвакуироваться. Иван Яковлевич отказался. Блокадная зима 1942 года стала для 65-летнего художника последней. Александра Васильевна заболела воспалением лёгких, но сумела выжить. Во время войны она не прекращала работать, обратившись к древнерусским героическим сюжетам и создав фарфоровую группу «Единоборство князя Мстислава Удалого с Редедею», вазы «Александр Невский» и «Дмитрий Донской», множество мелкой пластики.

В 1944 в связи с 200-летним юбилеем Ленинградского фарфорового завода была награждена орденом «Знак Почёта». В послевоенные годы художница работала в основном над фарфоровыми сервизами для массового производства. В 1953 вышла на пенсию. Через год состояние здоровья не позволило ей больше работать, но она принимала участие в выставках до начала 60-х. Её не стало в 1967 году.

Спасибо от 11 Пользователи:

#2 smircea

    Пользователь

  • Форумчанин
  • PipPip
  • 71 сообщений
  • 220 спасибо

Отправлено 24 January 2020 - 16:07

тут еще несколько десятков фотографий агитационного фарфора

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок


довольно любопытно.

Спасибо от 8 Пользователи:




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей