Перейти к содержимому


Паровозы на гусеницах: Первые паровые тракторы Lombard и Hornsby


В этой теме нет ответов

#1 КЛАСИК

    Профессионал

  • Форумчанин
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1944 сообщений
  • 9877 спасибо
  • ГородКишинёв

Отправлено 17 May 2019 - 09:31

В отличие от колесных собратьев, паровые гусеничные тракторы нашли применение прежде всего как тягачи. Причем для перевозки грузов по снегу.

Изображение

В XIX веке на лесоразработках, как и везде, как тяговую силу применяли лошадей. Заменить их машинами, которые не мерзли и не проваливались в снег, могли тянуть практически целый поезд и питались отходами лесозаготовок (сучьями, щепой, пеньками) или углем, было гениальной идеей. Такие машины скорее походили на паровозы, но фактически представляли собой все-таки тракторы.

Изображение

Трелевщик Ломбарда

Первым, в 1901 году, спроектировал и начал выпускать такие машины Элвин Ломбард, американский инженер. В городе Вотервиль, штат Мэн, вместе с братом Самюэлем, он владел производством лесопильной и лесозаготовительной техники. И когда потребовался мощный паровоз, который мог бы везти составы саней с бревнами, прямо по снегу, без рельсов, Элвин придумал оригинальную конструкцию, которую в 1901 году запатентовал как полугусеничный трактор.

Изображение
Передняя часть рамы опиралась на поворотные лыжи (здесь было место рулевого). За ней на гусеничном ходу двигался огромный паровой агрегат (котел, бак с водой, паровые машины), за котлом находилась кабина для механика и кочегара, сзади - бункер для дров. Мощность парового двигателя составляла 80 л.с., вся машина весила 20 тонн и могла тянуть по грунту 300 тонн со скоростью 7 км/ч.

Видео:

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок



На первом экземпляре Lombard Steam Log Hauler («Ломбард Стим Лог Холер») паровые машины располагались между кабиной и котлом, что имело свои плюсы и минусы. На морозе потери пара был невелики, управлять машиной было несложно, однако центр тяжести располагался высоко, что снижало устойчивость, неудобно было топить котел дровами и ремонтировать паровой двигатель Через шесть лет на усовершенствованной модели паровые машины поместили по бокам от котла. Большой бак с водой, чтобы не замерзала вода, охватывал котел. Бункер для дров был небольшим (но топливо можно было находить буквально по дороге).

Изображение

Несмотря на недостатки, паровые тракторы Ломбарда пользовались спросом. За 16 лет было изготовлено 83 экземпляра. Так, Berlin Mills Company, крупная целлюлозно-бумажная компания, купила три таких трелевщика, чтобы поставки сырья не прерывались из-за поломок одной машины. Lombard Steam Log Haule использовали в штатах Мэн, Нью-Гемпшир, Мичиган, Висконсин и даже в России.

Изображение

Гусеничная цепь в движителе парового снегохода Ломбарда была стальной, крупнозвенчатой, цевочного зацепления, с открытым шарниром и грунтозацепами. В первых экземплярах использовалась также внутренняя подвижная катковая цепь, которая опиралась на внешнюю широкую гусеницу и приводилась в движение тем же ведущим колесом, что и собственно гусеничная цепь. Позднее, с 1907года, Ломбард использовал опорные катки, жестко подвешенные на раме.

Изображение

В 1917 году предприятие перешло с паровых тягачей на тракторы с двигателем внутреннего сгорания. Такой машиной могли управлять два, а то и один человек. Однако тяговые характеристики снизились в два с лишним раза.


Без тормозов

Полугусеничный паровой снегоход Ломбарда обслуживали четыре человека. Трое находились на самом паровозе и еще один — на санях с бревнами. Самой сложной была работа рулевого, на сильнейшем морозе и ветре, без дороги, ни на минуту нельзя было ослабить внимание, а каждый поворот руля требовал больших усилий. Кроме того, на рулевого попадали искры из котла. Это была и самая опасная позиция при авариях, которые случались нередко. Дело в том, что состав не был оснащен тормозами, и когда дорога шла под уклон, особенно при оледенении, тяжелые сани разгонялись сильнее трактора и врезались в него. Иногда всему экипажу приходилось просто выпрыгивать на ходу, чтобы не погибнуть.

Изображение


Трактор Хорнсби

Еще один пример соединения парового двигателя и гусеничного хода – трактор, изготовленный в Англии для работы на Аляске. В городе Доусон (территория Юкон) работала тепловая электростанция. Месторождение угля находилось в 40 милях (64 км). Летом проблем с доставкой топлива не было – его везли по реке. Зимой возникали непреодолимые трудности: собаки и лошади могли перевозить только небольшие грузы, а колесная техника вязла в снегу. Канадская компания Northern Light Power & Coal Со заказала гусеничный трактор английской фирме Richard Hornsby & Sons.

Изображение

Еще в начале XIX века предприниматель и инженер Ричард Хорнсби основал в городе Грантеме компанию по производству сельскохозяйственного оборудования. С 1840-х годов предприятие производило паровые двигатели, а позже – тракторы, но не с паровыми, а с нефтяными и газовыми двигателями. В 1904 году Дэвид Робертс, инженер и управляющий директор Richard Hornsby & Sons запатентовал гусеницу, составленную из отдельных звеньев (траков). Это устройство получило название Caterpillar track, которое позднее стало маркой знаменитого американского трактора. Через год на предприятии изготовили паровой гусеничный трактор. Машина весила 10 тонн, а двигатель

Изображение

в начале XIX века предприниматель и инженер Ричард Хорнсби основал в городе Грантеме компанию по производству сельскохозяйственного оборудования. С 1840-х годов предприятие производило паровые двигатели, а позже - тракторы, но не с паровыми, а с нефтяными и газовыми двигателями. В 1904 году Дэвид Робертс, инженер и управляющий директор Richard Hornsby & Sons запатентовал гусеницу, составленную из отдельных звеньев (траков). Это устройство получило название Caterpillar track, которое позднее стало маркой знаменитого американского трактора. Через год на предприятии изготовили паровой гусеничный трактор. Машина весила 10 тонн, а двигатель имел мощность 20 л. с. Она осталась лишь экспериментом –паровая тяга была уже неактуальна.

Видео:

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок



Однако на Аляске требовался именно такой трактор, ведь здесь самым удобным топливом был уголь. Новый паровой тягач, специально для Юкона, изготовили в 1910 году. Его масса составляла 40 тонн, а паровая машина развивала 80 л. с. Трактор мог тащить 8 прицепов по 12,5 т. Учитывая, что собственная масса каждого прицепа – 5 тонн, поезд за один раз доставлял 60 тонн угля. Этот тягач проработал вплоть до 1927 года. Трактор отличался огромными гусеницами – выше человеческого роста. Именно его ходовая часть сохранилась до наших дней.

Изображение





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей