Перейти к содержимому


Безумный Рим.


В теме одно сообщение

#1 Дегель

    Профессионал

  • Форумчанин
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4599 сообщений
  • 21066 спасибо
  • Городкишинев

Отправлено 09 August 2018 - 18:15

У древних римлян была своя форма социальных сетей, а их «посты» были такими же маловажными, как и сегодня.
Изображение
Когда вы слышите словосочетание «Древний Рим», вы, наверное, представляете себе немного скучный мир философов, императоров, рабов и гладиаторов. Драматические изображения Римской империи сосредоточены на этих тропах, и не зря – если бы в фильмах показывали, как древние римляне рисуют граффити, сражаются с жирафами и пьют козий навоз, вы вряд ли поверили бы в это.
Изображение
Конечно, правда часто бывает более странной, нежели вымысел. Закладывая основы западной цивилизации, римляне делали некоторые поистине причудливые вещи. Мы решили изучить ряд самых странных аспектов жизни древних римлян, и мы действительно не были готовы столкнуться с козьим навозом – и многим другим.

1. У древних римлян были социальные сети

У жителей Древнего Рима не было Twitter как такового, зато у них было граффити. «Написать что-то на чьей-либо стене» тогда обладало немного более буквальным смыслом, но было не менее распространённым, нежели сейчас. И некоторые из сообщений того времени удивительно похожи на то, что можно сегодня найти в Интернете.

Благодаря этому мы, кстати, знаем об извержении Везувия в 79 году нашей эры, которое уничтожило население Помпей, сохранив при этом ряд городских стен. Наконец, мы можем прочитать мудрые слова римских простолюдинов, такие как: «Секунд испражнился здесь».

Ну, ладно, может быть, слово «мудрый» не совсем подходящее. Примеры других сообщений: «Онисим приветствует Секунду, своего брата» и «Секунд посылает большой привет Онисиму».
Изображение
Это намного лучше, чем то, что представлено далее и, по сути, является ранней версией Twitter-драмы: «Саксесс, ткач, любит рабыню трактирщика по имени Айрис. Но она его не любит. Это написал его соперник. Прощай, неудачник!».

Ответ: «Завистник, зачем ты мешаешь нам? Уступи мужчине, который красивее тебя; с ним обращаются незаслуженно, хоть он и чертовски хорош собой».

Люди также рисовали картины, в том числе изображения людей с серьёзными физическими дефектами, которые, по-видимому, должны были носить юмористический характер. Кроме того, древние римляне жаловались на рестораны. Биоархеолог Кристина Килгроув пишет, что, по сути, у них была собственная версия Yelp.
Изображение
Мы не уверены, были ли у древних римлян кликбейты, однако мы не удивимся, если археолог найдёт на стене граффити следующего содержания: «Жена Тиберия просит развод, поскольку у неё появился новый кавалер Гай. Прочтите другую сторону этой стены, чтобы узнать шокирующие детали!».

2. Профессиональные спортсмены и поэты рекламировали продукты

Вопреки общераспространённому мнению, самыми известными гладиаторами были хорошо оплачиваемые спортсмены-знаменитости, а не рабы. Естественно, согласно книге профессора Моники Кирино «Гладиатор и современное американское общество», они были публичными людьми и, возможно, время от времени рекламировали продукты.
Изображение
Кирино отметил, что создатели фильма «Гладиатор» (2000) изначально планировали сцену, в которой гладиатор представляет публике оливковое масло, однако её отменили, поскольку зрители не поверили бы в её подлинность. В книге Кирино говорится, что мы знаем о том, что такая публичная «реклама» действительно имела место быть благодаря граффити и фрескам.

Мы отправили Кирино запрос на подтверждение данной информации, однако в тот момент у неё не было доступа к её заметкам; и поскольку она является учёным, изучающим кинорепрезентации древнего мира, а не римскую историю, мы восприняли данное утверждение с долей скептицизма. Возможно, иногда гладиаторы действительно публично одобряли какой-то продукт, однако большую часть своего состояния они нажили своей кровью.

Таким образом, мы знаем, что древние римляне часто прибегали к рекламе в газетах и на общественных форумах. Так, поэт Марциал, как известно, включал «сноски» в свои работы, которые относились к конкретным продуктам, и современные историки считают, что он получал денежное вознаграждение за эти упоминания.
Изображение
В некотором смысле у римлян также были рекламные щиты – или, по крайней мере, листовки. Вышеупомянутые граффити из Помпей показали, что жители города продвигали события и бизнес на городских стенах. На самом деле реклама была достаточно распространена в Помпеях и побудила одного человека написать следующее ироничное послание: «Многие писали здесь: я один ничего не писал».

3. У древних римлян были энергетические напитки (но вы вряд ли захотели бы их попробовать)

У древних римлян был энергетический напиток, который готовили из козьего навоза и «равного количества молока»; он, как утверждалось, восстанавливал силы после долгого дня катания на лошадях. Мы не пробовали его, но думаем, что большой стакан козьих экскрементов бодрит довольно эффективно.
Изображение
В альтернативных рецептах говорилось, что козий навоз нужно расплавить и подсластить мёдом и виноградом. Плиний Старший утверждал, что император Нерон пил смесь, чтобы «освежиться», что, возможно, является не самым лучшим подтверждением, поскольку Нерон был лихим безумцем.
Изображение
Если вам не нравился козий навоз, вы могли попробовать один из напитков Плиния Старшего для избавления от меланхолии и летаргии: «Телячий навоз – очень полезное средство. Люди пробуждаются от летаргии, если к их ноздрям поднести мозоли с ног осла, пропитанные уксусом или дымом сожжённых козьих рогов или шерсти, либо печень кабана. Последнее средство также используется для снятия сонливости… Некоторые писатели отмечают, что пепел сожженного свиного навоза также очень полезен… как и лёгкие оленя, обработанные дымом».

4. Общественные туалеты были ужасными

Римлянам следует отдать должное: создавая туалеты, канализацию и водопровод, они намного опережали большинство других древних цивилизаций. Огромная канализационная система Рима (Большая Клоака) была невероятно инновационной структурой.
Изображение
Тем не менее, археологи теперь считают, что римская канализационная система не делала ничего, чтобы уменьшить паразитарные инфекции, поэтому древние римляне имели столько же шансов заразиться власоглавами и аскаридами, сколько и все остальные. Аналогичным образом, и хотя древние римляне регулярно купались в общественных банях, они всё равно страдали от «блох, вшей и постельных клопов», согласно статье, опубликованной в журнале Parasitology. Авторы утверждают, что римские бани не были безопасны и обеспечивали идеальную питательную среду для паразитов.
Изображение
Паразиты были не единственной опасностью. При использовании общественных туалетов римлянам также приходилось иметь дело с крысами и случайными взрывами метана. Когда они заканчивали свои дела, они использовали общую губку, которая, вероятно, способствовала распространению таких болезней, как холера и тиф.
Изображение
5. Императоры постоянно пили яд

Допустим, вы хотите избежать отравления ядом. Какой самый эффективный способ защитить себя?

Если вы ответили: «Регулярно принимать небольшое количество яда», поздравляем, вы, вероятно, в прошлой жизни были римским императором. Практика началась за пределами Рима с Митридата VI, царя Понта, который якобы стал невосприимчивым ко всем известным ядам, поскольку приучил себя к ним при помощи вакцинации. Причина: он постоянно беспокоился о том, что его могут убить.
Изображение
По иронии судьбы, после поражения в битве Митридат пытался убить себя, выпив яд – по всей видимости, он не читал свою биографию – но его попытка потерпела неудачу. После того как Митридат встретил свой конец (от меча, если кому интересно), римские императоры приняли концепцию «митридатизма» и начали активно её применять, согласно докладу исследователей из Стэнфордского университета.

Как ни странно, но тактика работает. У людей может выработаться иммунитет к определённым ядам путём регулярного воздействия, и митридатизм по-прежнему практикуется сегодня. Известный герпетолог Билл Хааст регулярно вводил себе змеиный яд и считал свою долгую жизнь заслугой этой странной практики (он дожил до 100 лет и пережил 172 змеиных укуса).
Изображение
Конечно, древние римляне не полностью понимали науку, лежащую в основе практики, поэтому их результаты были разными. Они также не понимали, что некоторые токсины постепенно накапливаются в организме, что может привести к серьёзным проблемам со здоровьем.

Если вы не читаете между строк: не нужно начинать вводить себе яды. Если ваша цель состоит в том, чтобы избежать отправления, вы, вероятно, должны избегать ядов.

6. Императоры сражались с жирафами и страусами в Колизее

Иногда римские императоры испытывали удачу в Колизее. Но ни один император не пал в гладиаторском бою; на самом деле их противники обычно уступали из уважения.
Изображение
Это не значит, что сражения всегда были бескровными. Император Коммод славился тем, что убивал диких животных в Колизее, а иногда случайных раненых пленных или рабов. Он также имеет сомнительную честь быть первым римским императором, убившим жирафа в бою.

ИзображениеКоммод пробует свои силы в страусиных боях
Каждое появление Коммода в Колизее обходилось городу в 25 тысяч серебряных монет, что в конечном итоге нанесло серьёзный финансовый урон римской казне (он сражался в Колизее 735 раз). Вспомните об этом в следующий раз, когда вам захочется пожаловаться на политическую коррупцию: по крайней мере, наши лидеры не борются с жирафами и не взимают с нас плату за эту привилегию.


Источник:

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок


Сообщение отредактировал Дегель: 09 August 2018 - 18:16


#2 Walter

    Пользователь

  • Форумчанин
  • PipPip
  • 39 сообщений
  • 217 спасибо
  • ГородChisinau

Отправлено 11 August 2018 - 12:53

Прочитал вашу тему и заинтересовался древнеримскими граффити, и вот что нашел.


Если в наши дни попытаться средь бела «облагородить» стену, расписав её из баллончика, вероятнее всего, вас оштрафуют. Однако у наших далёких предков выцарапывание разными острыми предметами надписей в чужом жилище отнюдь не считалось неприемлемым. Наоборот, при соблюдении «правил игры» такое творчество даже приветствовалось и вызывало искреннюю радость хозяев.

Сделать этот и другие неожиданные выводы позволили сохранившиеся до наших дней в Помпеях «граффити». Кавычки не случайны, ибо аналогия не полная. Но, надо признать, представители любой культуры испытывают радость, находя схожие со своими черты в давно уже погибших цивилизациях.

Однако доселе археологов, которые пытались изучать жизнь римских низов по надписям на стенах, неизменно ставили в тупик различные детали, не коррелирующие с представлениями учёных о том времени.

Хотя законсервированные вулканическим пеплом Везувия в 79 году нашей эры надписи сами по себе давно были известны учёным, новое исследование расширяет область их возможного назначения и даёт новые предположения, кто именно мог быть автором. Выясняется, что в отличие от условного современного гарлема в Помпеях стены увлечённо расписывали как бедные, так и богатые, как знатные, так и рабы, по поводу и без такового.


Эксперт по классической античности Ребекка Бенефил (Rebecca Benefiel) из университета Вашингтона и Ли трудится в Помпеях уже шесть сезонов. Главное доказательство её тезиса о немаргинальности граффити в обществе древнего Рима – недавно обследованные стены четырёхэтажной виллы гражданина по имени Май Кастриций.

Стены домов в Помпеях были оштукатурены белым. Сверху же наносилась яркая краска. Потому граффити, обнажавшие нижний слой, были заметны очень хорошо. Так учёные обнаружили, что в главной комнате виллы Кастриция, в пространстве между фресками, его друзья оставили выцарапанные чем-то острым добрые пожелания. На стенах лестничного колодца нашлись остроумно переиначенные популярные стихи, причём письмо, что любопытно, явно носило состязательный характер.

Также в разных местах дома его давние посетители не раз наносили рисунки, судя по тщательности исполнения тоже санкционированные хозяином. Таковы лодка, павлин и прыгающий олень. Штудирование же надписей на внешних стенах, в кухне и комнатах слуг помогло Бенефил вскрыть ряд любопытных фактов и выдвинуть смелое предположение: в древнем Риме надписи на стенах были прообразом нынешних социальных сетей.


Если отталкиваться от этой гипотезы и принять, что для обитателей Помпей всех классов каждая стена была в каком-то смысле одновременно форумом, ЖЖ и ICQ, древние граффити становятся много интереснее и понятнее.

Содержание надписей могло быть каким угодно и варьироваться от всем знакомых заверений в любви и изощрённых ругательств до досок объявлений и вполне любопытных философских пассажей. Ниже мы приводим некоторые примеры граффити из Помпей.


У «Ворот Везувия»: «Маркус любит Спендузу»;

Атриум у дома Пинария: «Если кто-то не верит в Венеру, им определённо следует поглядеть на мою подругу»;

Дом Капрасия Примуса: «Никогда не пожелала бы продать своего мужа, даже за всё золото мира!»;

Коридор в театре: «Мете, рабыня Коминии из Ателлы, любит Кресуса. Пусть Венера, покровительница Помпей, будет благосклонна к ним обоим, и пусть жизнь их будет в гармонии»;

Улица Театров: «Из моего магазина пропал медный горшок. Любому, кто его возвратит, я пожертвую 65 сестерицев. Ещё 20 он получит, ежели предоставит информацию об укравшем»;

Фасад дома Центенария: «Однажды ты умираешь и становишься просто ничем»;

У двери дома Геркулеса и Нессуса: «Запомни: пока ты жив, ненавистная смерть надвигается».


Относительная анонимность, уравнивающая всех в правах, обнажала душу и давала свободу первичным порывам, сохранившимся почти неизменными и до наших дней.

И речь не только о хрестоматийном «Здесь были Вася и Саша», две тысячи лет назад имевшем вид «Мы, два добрых человека, друзья навеки, посещали это место. Если вам нужны имена наши, то знайте – они Гай и Аул».

Или возьмём, к примеру, высказывание «Я удивлен! О, стена! Только потому не пала ты в руинах, что разгоняла скуку всех писателей твоих». За его высоким слогом, вероятно, кроется всё тот же самый импульс, который ныне подбивает обитателей Интернета посоветовать собеседнику выпить яду или громко вопрошать в виртуальное пространство «кто все эти люди?»

Из других любопытных находок Бенфил в Помпеях – «приватный чат». Это сообщения романтического толка, которыми довольно долго обменивались мужчина (под «ником» Secundus или «второй») и женщина (Prima, «первая»). Они, по всей видимости, жили в разных концах квартала и то ли хотели соблюсти тайну, то ли просто наслаждались такого рода игрой.


Также весьма популярным оказалось «возвышенного» характера буриме. Похожую версию до сих пор можно встретить на просторах современных онлайн-дневников: кто-то начинает со строфы, другой продолжает и так пока всем не надоест. Раньше, надо признать, надоедало довольно быстро — самый длинный обнаруженный Ребеккой пример состоял из 8 сообщений, нацарапанных разным почерком.

Ещё интересный факт: оказывается, император Нерон (по крайней мере, до того как он расправился со своей первой женой) был весьма популярен в народе, вопреки тому хрестоматийному образу, который мы знаем. По оценкам Бенефил, из 100 найденных ей граффити, прославлявших различных императоров, больше половины прямо или аллегорически посвящены Нерону.

«Он был невероятно популярным, и люди действительно любили его. Я находила эти надписи не только у входов в дома богатых, которые были вполне естественным образом заинтересованы в проявлении лояльности правителю. Граффити попадались мне и в таких местах, где их могли написать только слуги или рабы», — говорит исследовательница.

Ещё одна функция надписей на стенах была аналогична гостевой книге. Так, приезжие часто выражали с помощью граффити отношение к посещённому ими городу. На стенах Помпей удалось найти множество надписей Felicter Pompeii (приблизительно «Здравия вам, населяющие Помпеи» — общепринятая формула прославления места).


Как говорит Ребекка, уже сейчас проделанная работа позволяет утверждать: почти все фасады на каждой улице Помпей были исписаны будто гигантские доски объявлений. Легко представить, как радовались древние римляне такой простой «интерактивной игре», особенно с участием нескольких человек из разных классов.

Вряд ли «писатели» предполагали, что уже совсем скоро многие из них погибнут в результате извержения, а их наследие будет «опечатано» лавой и пеплом, чтобы в XXI веке оказаться предметом изучения. И кто знает, какой Везувий ждёт нас самих, потому, пока «Рим» современного мира ещё процветает, лучше следить за тем, что мы пишем, где бы то ни было.

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок



Расшифровку большинства расчищенных на данный момент надписей можно посмотреть здесь -

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок



Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок



Спасибо от 1 Пользователь:




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей