Перейти к содержимому


Сколько стоил штандарт в XV в.?


В теме одно сообщение

#1 sawat

    Профессионал

  • Форумчанин
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4583 сообщений
  • 22429 спасибо
  • ГородКишинев

Отправлено 28 May 2018 - 19:42

Архивные записи дают нам точные сведения о стоимости штандартов и прочих флагов. Причем, не только общей стоимости, а компонентов, из которых она складывалась.

Для примера воспользуемся бухгалтерским счетом на оплату изготовления большой партии флагов для придворных войск Карла Смелого (август-сентябрь 1468 г.).
Итак, из этого документа вычленим данные только по одному флагу, а именно - "большому штандарту" Карла Смелого.

Итак:
1. СТОИМОСТЬ МАТЕРИАЛА:
"7 онов тафты белой для того, чтобы сделать один большой штандарт для Монсеньора, 24 су за 1 он, всего 8 франков 8 су.
2. СТОИМОСТЬ РОСПИСИ:
"фигура с двух сторон, изображающая монсеньора Святого Георгия на лошади, побивающего дракона, с начертанным большими золотыми буквами изречением и девизом монсеньора... с большим огнивом и двумя стрелами, которые образуют крест Святого Андрея, окантованный золотом, и по полю - с искрами золотыми и другими стрелами, усеивающими два хвоста указанного штандарта, 36 франков.
3. СТОИМОСТЬ БАХРОМЫ:
"28 онов бахромы шелковой синей для штандарта монсеньора, 8 су за он, всего 6 франков".

ИТОГО: штандарт Карла Смелого, изготовленный в 1468 г., стоил 50 франков 8 су, что примерно равнялось годовому жалованию 1 пехотинца, было чуть больше 3-месячного жалования 1 "копья" и равнялось половине месячного оклада капитана ордонансовой роты, под началом у которого находилось 900 человек.

Иллюстрация.
Штандарт (гидон) Карла Смелого (ок. 1472 г.).
Изображение

#2 Василий1988

    Пользователь

  • Форумчанин
  • PipPip
  • 27 сообщений
  • 56 спасибо
  • ГородКишинёв

Отправлено 27 June 2018 - 10:09

Баннеры и штандарты.
Типизация европейских флагов Позднего Средневековья.

1. Баннер и пеннон.
Баннер (banniere) –флаг с большим прямоугольным полотнищем, несущим герб своего владельца. Правом ношения баннера обладали представители дворянской элиты, т.н. баннерэ (bannerets, в русскоязычной традиции баннереты) ( в Бургундии, например, дополнительно - маршал Бургундии и Мэтр арбалетчиков (Мэтр артиллерии)).


Кроме того, правом ношения баннера обладали свободные города и торгово-ремесленные гильдии, которые рассматривали это право в качестве привилегии. Так, например, после поражения при Гавере (1453 г.) бунтующие жители Гента были лишены бургундским герцогом Филиппом Добрым, помимо всего прочего, привилегии иметь цеховые баннеры (см. рис.1). Впоследствии, при Карле Смелом, гентским гильдиям эта привилегия была возвращена, но в 1469 г. аннулирована вновь:


«Они /Ла Марш и Бладелин/ любезно сопроводили от площади до внутреннего двора, где те ожидали более полутора часов, стоя в снегу, каждого мэтра с флагом его гильдии, закрепленном на копье. При вступлении в зал, каждый из них униженно вставал на колени и трижды наклонялся к земле и преклонял флаг, после чего бросал флаг к ногам монсеньора бастарда Бургундского, и все они восклицали «Милосердия!» столь жалобно и униженно, как только сие возможно увидеть и услышать».




Изображение




Случались и курьезы. Так, в 1475 г. городские ополчения немецкой армии Фридриха III чуть не передрались за право ношения на походе главного императорского баннера. В итоге было принято Соломоново решение: нести баннер будут бургомистры городов, выставивших самые крупные контингенты –по очереди, сменяясь через день. При этом, в ходе последовавшего сражения с бургундской армией, главное знамя империи находилось в руках герцога Саксонского.




Изображение




Пеннон или панон (panon, pennon) –флаг с горизонтально ориентированным треугольным, реже, вилообразным или трапециевидным скругленным полотнищем, несущим герб своего владельца. Правом ношения обладали все, кто мог иметь баннер.


Пеннон в «табели о рангах» стоял ниже баннера. Сохранились свидетельства того, как сеньор перед боем отсекал «хвост» пеннона своего вассала, возводя того в ранг рыцаря- баннерэ. Например, перед битвой при Наваретте (иначе Нахере, 1367 г.) такой процедуры удостоился Джон Чандос.


На чем хотелось бы заострить внимание читателя: не часто, но можно встретить мнение, что при торжественном возведении в «звание» рыцаря-баннерэ отсекался «хвост» его штандарта. Это мнение ошибочно: обезображенный кусок полотнища с наполовину урезанным девизом и утерянными эмблемами вряд ли был способен усилить торжественность момента.


Каковы были размеры этих флагов и как и из чего они изготавливались? Первоначально материалом в большей степени служила камвольная шерсть, иногда кожа. Впоследствии сатин (атлас) лен и шелк, изредка –бархат. Полотнище баннера могла покрывать аппликация (иногда геральдические эмблемы не нашивались на основу, а вшивались в соразмерные вырезы), расписываться темперными красками. Впоследствии флаги в массовом порядке стала покрывать масляная живопись. При этом на оборотной стороне флага изображение, как правило, дублировалось в зеркальном варианте. Для этого иногда, чтобы точно передать рисунок, его контуры насквозь прошивались нитью.


Самое первое упоминание масляной росписи бургундских ( и не только) флагов относится к 1395-1396 гг., когда художник Мельхиор Бруделам получил заказ на изготовление «двух штандартов из сатина с девизом монсеньора /герцога/ Бургундского из чистого золота, а так же малого пеннона из сатина с девизом и еще одного пеннона для копья».


Теперь о размерах. В Старом цейхгаузе Золотурна хранится шелковый баннер с гербом Бургундии (инв. №1146), захваченный при Нанси: высота – 1,68 м, ширина – 1,18 м. Еще один шелковый баннер с гербом Бургундии хранится в Швейцарском земельном музее Цюриха (инв. №KZ5734): высота – 1,15 м, ширина – 1 м. Из сохранившихся пеннонов Карла Смелого можно отметить флаг из коллекции Сен-Галленского Исторического музея (инв. №8): шелковое полотнище 1,14 м высотой и 2,7 м длиной. ( см. рис. 5,6)




Изображение




Изображение


Рис. 5-6 Баннеры (1,2,5), пенноны (3,6,7), пеннонсо (4) (Автор)




2. Штандарт, гидон, корнет.




Штандарт или этандар (estandart, estendart) – флаг с горизонтально ориентированным полотнищем чаще всего вилообразной (но не обязательно) формы, несущим родовую символику и «ливрейные» цвета своего владельца. Как правило, штандарт использовался во время войны. Правом ношения штандарта обладали баннерэ


Гидон (guidon, в русскоязычной традиции гвидон) – штандарт несколько меньших размеров, треугольной или трапециевидной скругленной или заостренной формы.


Корнет (cornette) – военный флаг с горизонтально ориентированным узким полотнищем прямоугольной, треугольной или вилообразной формы.


Именно с этой группой флагов у исследователей больше всего проблем. Попробуем в них разобраться. Главный вопрос такой: только ли баннерэ имели право поднимать штандарт (в 1415 г. герольд Берри заметил: «Баннеры благородней штандартов»), или последний был простым флагом, обозначающим военную часть, во главе которой мог стоять любой способный к командованию человек? Ведь не все же кондотьеры или капитаны рот на службе французских королей или бургундских герцогов были баннерэ. (Оставим без комментариев наличие «самодельных» штандартов у солдатской и крестьянской вольницы в разные периоды смут, сотрясавших средневековую Европу).




Изображение




В качестве примера, который поможет объяснить кажущееся противоречие, гипотетически используем штандарт английского вельможи и активного участника Войны Роз Генриха Перси, графа Нортумберлендского (см. рис. 7). Штандарт имеет красно-черное поле, покрытое главной или первостепенной эмблемой (бэйджем) в виде серебряного леопарда, россыпью второстепенных эмблем и девизом (слово «девиз» в более широком смысле обозначало и геральдические эмблемы). Это – личный штандарт Перси, под которым он вел свою роту в бой. Но ведь рота делится на более мелкие подразделения, которые тоже не мешает отметить флагами. Перси, допустим, и отмечает их – уменьшенными копиями своего штандарта с теми или иными второстепенными эмблемами. Во главе таких подразделений редко оказывались баннереты, но штандарты, которые они имели, были в действительности не их личными флагами, а коллективными (отрядными). В этом главная разница.




Изображение




Рис.8 Сражение при Сент-Олбансе, 1455 г.


Фрагмент. Бело-синий штандарт Йорка, красные личный и
ротный (коллективный) штандарты Уорвика. (Автор)


Штандарты ордонансовых армий французских королей и бургундских герцогов повторяли эту закономерность в более крупных масштабах. Так, в 1471 г. Карл Смелый объявил, что отныне он единственный капитан всех своих войск. И поднял над армией свой бело-синий личный штандарт –главный штандарт бургундского войска. Все остальные командиры рот (кондюктэ иначе кондюктеры) получили от него (как и командиры рассмотренного выше Перси) коллективные флаги. Но если коллективные флаги роты Перси несли «печать» его личного штандарта в виде единого цвета и фрагментов эмблематики, то коллективные флаги бургундской армии (ротные штандарты) были «опечатаны» ливрейными цветами Карла Смелого на «косицах» и бахроме бордюра (ливрейные цвета герцога на то время: бело-синие, красно-синие, бело-красные) и его личным «тавром» в виде девиза, огнива и Андреевского креста. Во главе бургундских рот, как правило, стояли баннерэ, имеющие, как и Перси, свои личные штандарты. До указа 1471 г. они именно под своими личными штандартами водили роты в бой. (см. рис.7) После означенного указа на ротные штандарты «перекочевал» ливрейный цвет кондюктеров-баннерэ. Ну, а кто не был баннерэ, до момента присвоения ему этого звания (вероятно) довольствовался штандартами герцогских цветов (См. «Люцернскую книгу флагов», Бернский Исторический музей).

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок



Спасибо от 3 Пользователи:




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей