Перейти к содержимому


«Камни небесные и земные»


В этой теме нет ответов

#1 КЛАСИК

    Завсегдатай

  • Форумчанин
  • PipPipPipPip
  • 702 сообщений
  • 2230 спасибо
  • ГородКишинёв

Отправлено 13 February 2018 - 20:28

15 февраля 2013 года на высоте 15 километров в окрестностях города Челябинска взорвался суперболид – крупный метеорит. Как удалось выяснить астрономам, это был осколок астероида разрушившегося в результате входа в земную атмосферу. Событие поистине историческое. Впервые более чем за сто лет после падения Тунгусского метеорита человечество столкнулось с грозным вестником небес, встреча с которым сулит опасности и разрушения.

Но есть в истории Челябинского метеорита и присущие 21-му веку особенности. Если падение и последствия вторжения в земную атмосферу Тунгусского метеорита видели жители таежных поселков и охотничьих заимок, то в Челябинске его не только увидели тысячи людей – падение небесного камня зафиксировали десятки камер наружного наблюдения и авторегистраторы. И мы получили удивительно подробное изображение этого небесного явления.

Изображение



Выбитые стекла, порушенные металлические конструкции, испуганные жители города – все это было в телерепортажах и видеороликах. В дальнейшем несколько исследовательских экспедиций специалистов и любителей астрономии обнаружили достаточно крупные и великое множество мелких частей оставшихся от космического гостя.

Изображение



Части суперболида пополнили экспозиции музеев, планетариев, частные коллекции и даже попали на монеты!

Правительство острова Кука, это часть Новой Зеландии, выпустила в обращение серебряную монету номиналом 5 долларов с частичкой челябинского метеорита!

Монету изготовила компания "Coin Invest Trast". Масса монеты — 20 граммов, диаметр — 38,61 мм, тираж — 2,5 тысячи штук.

Изображение



На одной стороне отчеканен портрет Елизаветы II, королевы Великобритании. С другой, человеческий глаз с фрагментом небесного тела по центру.

Оригинальная идея! Монета, запечатлевшая на века такое грандиозное астрономическое событие это замечательное, новаторское решение скажет иной нумизмат, и будет неправ.

Изображение



Опираясь на цитату из стихотворения «Соломонова мудрость» (1797) Николая Михайловича Карамзина - «Ничто не ново под луной» - попробуем заглянуть в прошлое веков так на двадцать, и что мы там найдем?

Все то же, каждое мало-мальски заметное событие отражается на металлических кружочках и расходится в тысячах экземпляров.Благодаря монетам мы можем многое узнать об астрономических событиях происходивших в Древнем мире. Отсутствие видеофиксации событий сполна компенсируется нумизматическими источниками.

Почему монеты так важны в исследовании палеоастрономии? Потому что большинство источников информации на папирусах, пергаменте и бумаге оказались утраченными. А металл смог сохранить ту информацию, которую ему доверили люди - современники ярких и необычных космических явлений.



Комета Цезаря



Комета Цезаря (числовое обозначение C/-43 K1) – Великая Комета 44 г. до н.э. – была, возможно, самой известной кометой античности.

Семидневное появление кометы на небосклоне было воспринято римлянами как признак обожествления недавно убитого Юлия Цезаря. Комета Цезаря известна древним писателям как «Юлианская Звезда» или «Звезда Цезаря».
Согласно Светонию, прямо во время торжеств посвященных Божественному Юлию «комета сияла в течение семи последовательных дней и, как полагали, была душой Цезаря вознесшейся к богам».

Комета стала сильным символом в политической пропаганде против противников Цезаря и была на пользу его внучатому племяннику Октавиану Августу.

Храм Обожествленного Юлия был построен в 42 г. до н.э. и посвящен Августом непосредственно «культу кометы». Позади храма было установлено огромное изображение Цезаря и, согласно Овидию, пылающая комета была прикреплена ко лбу статуи.

Удивительно! Комету Цезаря наблюдать можно было и при дневном свете. Она была возможно, самой яркой кометой дневного света в истории. Существует теория, что ее яркость была вызвана приближением к Солнцу и последующим распадом.

Умный и хитрый политик Август обратил небесное явление в свою пользу – он начал чеканить монеты с изображением этой космической гостьи.

Изображение



На монете комета изображена как звезда, испускающая мощные световые лучи и имеющая небольшой хвост. Именно яркость и мощное свечение небесного тела были изображены на денариях Октавиана, который не преминул воспользоваться возможностью объявить себя наследником и продолжателем дел божественного Цезаря, и изображение кометы, разошедшееся по рукам в виде небольших серебряных монет, помогло ему еще сильнее укрепить свою власть и влияние в среде римского народа.

Комета Цезаря, свершив свою историческую миссию, покинула пределы Солнечной системы. Возможно, она не пережила соприкосновения с излучением Солнца и превратилась в космическую пыль. И только редкие сегодня монеты императора Августа запечатлели во всей красе это астрономическое событие.



Но в истории Земли есть случаи, когда камни небесные запечатленные на монетах, сохранились до наших дней, и увидеть их можно как на монетах, так и в музее. Это совершенно удивительная история!

Часть 2



Древние люди считали, что камни, упавшие с неба, это – экстраординарное событие, а часто и знак божественного провидения. В результате точного анализа первых образцов железного оружия и инструментов, выкованных более чем за 3000 лет до н.э., было установлено, что они изготовлены из очень необычного сплава железа и никеля — метеоритного железа.

Например, в мифологии скифов есть эпизод с падением орудий труда с неба. Греческий историк Геродот сохранил для нас скифское предание, согласно которому Зевс женился на дочери реки Днепр. От этого брака родился первый человек - Таргитай.

У него было три сына - Липоксай, Арпоксай и Колоксай, которые дали начало трем ветвям скифского народа. При сыновьях Таргитая с неба упали золотые плуг с ярмом, секира и чаша, забрать которые удалось только Колоксаю. Он и стал правителем древней Скифии.

Изображение

Памятник Колоксаю, парк Клебан-Бык, Украина.


[/center]



Думается, здесь тоже не обошлось без «гостей из космоса».

Далее, ожерелья и бусы времени Первой династии в Египте (около 3200 лет до н.э.), найденные на плато Гиза в 1911г. были изготовлены из метеоритного железа!

Падение метеоритов было описано греческими и римскими авторами, такими как Диоген Апполонийский, Плиний Старший и Плутарх. Он сообщали о метеоритах на Крите (1478г. до н.э. и 1168 г. до н.э.), в Беотии (1210 г. до н.э.), на горе Альба (652 г. до н.э.), во Фракии (470 г. до н.э.) и на острове Патмос (465 г. до н.э.).

В Сирийском городе Эмеса (ныне город Хомс в Сирии) был расположен храм, в котором хранился кусок черного камня конической формы, который древние римляне считали метеоритом. Откуда взялся камень и когда появился, также доподлинно неизвестно. Историк Геродиан, сохранил для нас одну из версий происхождения Черного камня: "Воздвигнут ему громадный храм, украшенный большим количеством золота, серебра и роскошными драгоценными камнями. Он почитается не только местными жителями, но и все соседние варварские сатрапы и цари каждый год щедро посылают богу роскошные посвящения. Там нет, как у эллинов или римлян, никакой сделанной руками человека статуи, передающей образ бога; имеется там некий огромный Камень, снизу закругленный, кончающийся острием, форма у него конусообразная, цвет же черный. Они торжественно заявляют, что он упал с неба, показывают какие-то незначительные выступы и вмятины от удара; они хотят, чтобы это было нерукотворное изображение Солнца — так им хочется видеть".

Изображение

Подобный конический метеоритный камень в музее.


[/center]



От названия культа этого небесного камня произошло даже имя римского императора Элагабала. 14-летний потомственный первосвященник этого храма, благодаря череде династических интриг его бабки и ее деньгам, был провозглашен Императором Рима и стал именоваться Марком Аврелием Антонином Гелиогабалом (218 — 222 г.г. н.э.) (Гелиогабал – от греч. имени божества Гелиос - Солнце).

Сохранилось свидетельство Геродиана о плясках императора вокруг алтаря Эл-Габала под звуки цимбал и барабанов, на которых играли сирийские женщины.

Первым же своим официальным распоряжением Элагабал передал священный метеорит в храм Юпитера в Риме на Капитолийском холме. Это была запоминающаяся процессия: камень, уложенный в роскошный чехол, вышитый золотом, с изображением орлов и звезд с восьмиконечной звездой сверху, указывающей на божественное происхождение, везли на позолоченной квадриге, показывая толпе. Его коническая форма присуща всем метеоритам, которые выжили огненный проход через атмосферу.

Этот сюжет нашел отражение в чеканке монет, на которых юный правитель назван «Непобедимым» и «Верховным Жрецом», «Жрецом Бога-Солнца Эл-Габала».

Изображение



На другой монете, выпущенной в Антиохии, изображена триумфальная колесница, запряженная четверкой; лошадей под четырьмя балдахинами, везущая священный конический камень, увенчанный римским орлом.

Изображение



После убийства Гелиогабала в 222 г. до н.э. камень был возвращен в Эмесу. Затем его изображение было замечено лишь в 253 году н.э. на исключительно редких монетах Урания Антонина, узурпатора с неясной судьбой и известного, пожалуй, лишь благодаря своим монетам. Он был жрецом Эль-Габала в Эмесе. Камень был разрушен, вероятно, в 4-м веке нашей эры, когда сохранившиеся языческие храмы были превращены в церкви.



Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок



Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок



Третья часть истории о монетах и небесных камнях - читаем ниже!



Долгое время метеоритом считался и камень, изображенный на монетах острова Кипр. Известный по всему Средиземноморью храм Афродиты в Пафосе с древнейших времен считался главным святилищем этой богини. Согласно археологическим данным, он был построен около 1200 года до н. э., до начала ахейского переселения. Великий Гомер описывал его в своих произведениях.

Изображение

Храм Афродиты на Крите. Макет.


[/center]



Древнее святилище представляло собой большую огороженную площадку (приблизительно 20х50 м), называвшуюся «теменос», где не было зданий, а вместо них располагались алтари и места для приношения даров. Стена, окружающая «теменос», остатки которой можно видеть и в наши дни, сложена из гладко отесанных блоков с большим количеством нерегулярных отверстий. Их предназначение до сих пор остается загадкой.

Сакральным центром этого святилища был темный серо-зеленый конический камень. Ему поклонялись как воплощению богини Афродиты, по крайней мере, с 1300 г. до н.э. Этот священный камень, помещенный в храм, изображался на многих классических монетах (императоров Августа, Траяна, Веспасиана, Каракаллы).

Интересно, что этот «небесный камень» был обнаружен во время раскопок на месте храма более ста лет назад и долгое время хранился в подвале запасников Национального музея Никосии, пока не был доставлен в археологический музей в Куклии (Kouklia), где он сейчас и выставлен. Камень имеет размеры 130х90 см и весит около тонны.

Изображение



Те, кто интересуется историей или читал роман Ивана Ефремова «Таис Афинская», наверняка вспомнит, что по приезду на Кипр известная гетера посетила это древнее святилище.

Весной в храме Афродиты проводились так называемые афродисии – иначе говоря, сексуальные оргии, не участие в которых каралось смертью. Женщины должны были отдаваться чужестранцам за деньги хотя бы один раз в жизни. Они приезжали в храм и занимали места в определенном помещении святилища. Любой чужестранец бросал деньги на пол возле выбранной женщины, которая смиренно шла за ним в другую залу и предавалась сексуальным утехам с неизвестным.

Изображение

Руины храма Афродиты. Мозаика на полу.


[/center]



Это лишь небольшая часть ритуалов в массе необузданных сексуальных оргий, которые описывались историками и литераторами древности. Например, девушка перед тем, как выйти замуж, проходила обряд лишения невинности именно в храме Афродиты. Причем совершить «священный ритуал» девственница должна была отнюдь не со своим избранником, а с незнакомцем, первым попавшимся, кто захочет ею овладеть. Так, девушка жертвовала своей девственностью во имя Великой Богини, которая тут же брала ее под свою защиту.

С IV века н.э., когда христианство стало набирать силу и влияние в Римской империи, храм Афродиты стал невостребованным и постепенно разрушился от землетрясений. Да и местные жители тоже приняли участие: они разбирали камни святилища для постройки своих домов. В наше время от храма остался только фундамент, разбросанные по территории камни и обломки колонн.

Изображение



К счастью, внешний облик храма Афродиты на Кипре - с основными архитектурными деталями и элементами - для нас сохранили античные монеты.

Изображение



Исследования, проведенные в ХХ веке, показали, что камень храма Афродиты не является метеоритом, он не магнитится и не имеет следов прохождения через плотные слои земной атмосферы. Сегодня камень точно определен геологами как андезит – магматическая горная порода вулканического происхождения. А его темная блестящая поверхность, похожая на оплавленную корку, это всего лишь следы тысячелетних приношений и возлияний в честь богини Афродиты - превратившиеся за тысячелетия в камень мед, воск и, возможно, вино.

Подобному камню греки поклонялись и в Эмесе. Правда, конический объект поклонения древних из храма города Эмесы до нас не дошел, и поэтому выводы о его происхождении делать сложно. По форме он больше напоминает метеорит, чем камень из Пафоса на Кипре.

И, тем не менее, отсутствие космического следа в истории с камнем Афродиты не означает, что в его истории совсем нет связи с небесными камнями. Дело в том, что в глубокой древности, заметив падение крупного метеорита, люди могли в религиозном экстазе, вызванном необычным явлением, отправиться на его поиски.

Найти «посланца небес» - значит привлечь к себе внимание богов их заступничество. Это значит, можно построить святилище, куда в будущем потянутся паломники. Появится каста жрецов, а многочисленные ремесленники смогут получать доход от продажи терракотовых статуэток. Поэтому и поиск по определению не мог быть безрезультатным, и тогда в город или селение торжественно вносили камень, находившийся в более-менее соответствующем районе падения предполагаемого небесного тела. Любой мало-мальски примечательный валун или обломок горной породы необычной, интересной формы. Так «камни земные» становились и «камнями небесными».



Религиозные символы древнего мира, связанные с космосом, казалось бы – дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. А вот и нет! Их отголоски звучали в XX и звучат в XXI веке.



Часть 4



Религиозные символы древнего мира, связанные с космосом, казалось бы – дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. А вот и нет! Их отголоски звучали в XX и звучат в XXI веке.

Обратите внимание на то, что русский сказочный персонаж, изображенный на картине Виктора Васнецова «Кащей Бессмертный» 1917-1926 гг, удивительно похож на римских императоров, особенно короной.

Изображение



Художник этот образ создавал, опираясь на народное творчество – лубковые картинки, где отражались поверья народа, существовавшие с древнейших времен. Корона на голове коварного Кощея очень напоминает головной убор римских императоров III века нашей эры. В нем они и изображались на монетах! Зубчатая или лучевая корона говорила об их родстве с Солнцем, божеством позднеримского пантеона. Возможно, в древности образ Кощея в народной памяти славян сформировался под влиянием монет императора Клавдия Готского (268-270гг.).

Это было время разрушительных налетов на империю готских племен, к которым в процессе грабежей, естественно, попадали монеты Рима.

А уже в IV-V веках славяне столкнулись с отрядами готов. Наверное, тогда к ним попали и монеты с изображением головы в зубчатой короне. Так как встречи с готами часто приносили славянам только неприятности, монеты, попадавшие к ним, могли навеять образ сказочного злодея.



Художник этот образ создавал, опираясь на народное творчество – лубковые картинки, где отражались поверья народа, существовавшие с древнейших времен. Корона на голове коварного Кощея очень напоминает головной убор римских императоров III века нашей эры. В нем они и изображались на монетах! Зубчатая или лучевая корона говорила об их родстве с Солнцем, божеством позднеримского пантеона. Возможно, в древности образ Кощея в народной памяти славян сформировался под влиянием монет императора Клавдия Готского (268-270гг.).

Это было время разрушительных налетов на империю готских племен, к которым в процессе грабежей, естественно, попадали монеты Рима.

А уже в IV-V веках славяне столкнулись с отрядами готов. Наверное, тогда к ним попали и монеты с изображением головы в зубчатой короне. Так как встречи с готами часто приносили славянам только неприятности, монеты, попадавшие к ним, могли навеять образ сказочного злодея.

Изображение



Теперь давайте обратимся к нашей литературной классике. Начнем с азов. Вот, например, «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина! Чудесное описание прекрасной царевны-лебеди:

Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

Изображение



Полумесяц, помещенный под прическу, можно встретить на римских бронзовых и серебряных монетах, имевших хождение в Римской империи и у окрестных народов в III – IV веках нашей эры (в самом начале этногенеза славян). Лунный серп являлся атрибутом, сопровождающим изображение римских императриц на двойных денариях (антонинианах) как символ Луны, символизирующий женское начало, тогда как лучевая корона императора-мужчины на монетах, обращавшихся в этот же период, символизировала культ Солнца.

В «Сказке о царе Салтане» одна из главных героинь - царевна-лебедь - также описывается с полумесяцем «под косой». Этот образ Пушкин не придумал, а взял из сказок, слышанных им в детстве.

Оказывается, мифическая красавица из русского эпоса, введенная Пушкиным в большую литературу, имеет тот же атрибут, как у римских императриц на монетах! «Сказка ложь, да в ней намек». Возможно, представление о сказочной красавице сложилось у древних славян под влиянием римских монет, которые нередко попадали в славянские селения в процессе торгового обмена с западными соседями.

Этот факт подтверждается и большим количеством римских монет, которые находили и продолжают находить сегодня на территории проживания древнеславянских племен.

В таком случае можно с большой долей уверенности предположить: древние монеты и астрономические символы, отраженные на них, оказали определенное влияние на развитие устного народного творчества, славянскую мифологию и опосредованно даже на нашу литературу.

Луна в древней истории человечества была особым женским символом, среди славянских женщин были распространены бронзовые, серебряные (реже - золотые) лунницы, служившие одновременно и украшением, и оберегом. Лунница представляет собой украшение в форме полумесяца, концы которого направлены вниз. Причем целая фигура делится на 3 фрагмента - треугольника. Левая часть – растущий месяц, центральная часть – полнолуние, символ женского божества славян, правая сторона – убывающий месяц. Таким образом, этот символ олицетворяет 28-дневный лунный цикл.

Изображение



Изображение луны женщины стали носить на заре бронзового века. Лунницы из простого металла - исключительно славянский оберег. Они присутствовали в гардеробе каждой женщины вплоть до XII века. Изображение Луны носили как украшение или вышивали на одежде. Изображение молодого месяца символизировало плодородие, женское здоровье и безопасность детей.

Изображение



Это наследие незапамятных, доисторических времен. Еще только формировавшиеся народы и этносы сохранили и пронесли через века и тысячелетия общие мифы и общие магические символы – в том числе, и изображения небесных тел, так занимавших воображение наших далеких предков.

Согласно одной из гипотез, Луна, спутник нашей планеты, - тоже всего лишь гигантский небесный камень, отколовшийся от древней Земли в результате столкновения с кометой или другим крупным небесным телом. Но это уже другие масштабы - масштабы космической катастрофы, произошедшей миллиарды лет назад, и запечатлеть ее последствия пусть даже в металле в то время было просто некому…

На другой монете, выпущенной в Антиохии, изображена триумфальная колесница, запряженная четверкой; лошадей под четырьмя балдахинами, везущая священный конический камень, увенчанный римским орлом.

Спасибо от 5 Пользователи:




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей