Перейти к содержимому


Казаклия (Казайак)


Сообщений в теме: 5

#1 doctor Sam

    Пользователь

  • Форумчанин
  • PipPip
  • 34 сообщений
  • 186 спасибо
  • ГородФалешты

Отправлено 21 February 2017 - 18:47

Казайак (Казаклия) — одно из крупнейших сел юга Молдовы. Входит в состав автономного территориального образования Гагаузия.
Основное население — гагаузы (96,5 %). Болгары, молдоване, русские, украинцы и цыгане составляют оставшиеся 3,5 %. До сороковых годов в Казаклии проживало несколько еврейских и немецких семей. В советское время в селе имелся колхоз-передовик «Искра», позднее распавшийся на несколько индивидуальных хозяйств. Последовавшее за этим снижение уровня жизни вызвало массовую эмиграцию его жителей на заработки в другие страны.
Политика государственной колонизации южных земель Российской империи началась при императрице Елизавете Петровне в 50-х годах XVIII века и продолжилась указом императрицы Екатерины II от 4 декабря 1762 года, где излагались 10 основных пунктов, какими качествами должны обладать колонисты.
В первом пункте речь шла о развитии колонистами сельского хозяйства: допускать к переселению и водворению на казенных землях исключительно хороших земледельцев и людей, приобретших навык к возделыванию винограда, в разведении шелковичных деревьев и других полезных растений, а также сведущих в скотоводстве, особенно в содержании и разведении улучшенных пород овец. В других пунктах предпочтение отдавалось мастерам – ремесленникам, представителям других профессий, обладавших высокой квалификацией.
Особенно поток колонистов усилился именно в Буджаке после Ясского мирного договора от 29 декабря 1791 года. Однако массовая колонизация нашего края началась после русско-турецкой войны 1806-1812 годов. Благодаря итогам этой войны в Буджаке появилось поселение Казаяк, которому в 2012 году исполнилось 200 лет.
Точка отсчета
2012 год для жителей Буджака является особым юбилейным годом. Двести лет назад Буджакская земля стала новой Родиной переселенцев – колонистов из Болгарии. Все это стало возможным благодаря помощи России, которая активно помогала Балканским народам против османского ига. Ключевым моментом в истории края стали результаты русско-турецкой войны 1806-1812 годов. Блистательная Порта Оттоманская признала свое поражение и подписала мирный договор 16 мая 1812 года в Бухаресте, который вошел в историю как Бухарестский мирный договор. Турция уступала по этому договору Российской империи земли, расположенные на левом берегу Прута с крепостями, городами, селами и деревнями, со всем, что находится там.
Середина реки Прут стала границей между двумя империями. Согласно его 4-ой статье, Россия присоединила территории между Днестром, Прутом и Дунаем и территории, прилегающие к Черному морю. В результате Бессарабия вместе с Буджаком и восточной частью Молдавского княжества оказалась в составе Российской империи.
Более двух веков назад началось переселение наших предков на местность, где сегодня находится село Казайак. Это были выходцы из села Кызылджилар в Болгарии. Это массовое переселение в составе 176 семейств, численностью 1258 человек осмелились оставить свои обжитые земли и двинуться в Буджакские степи. Новое поселение было названо переселенцами Казайак. Однако у этого названия существует другая версия: ушедшие из этих мест использовали для обозначения своего скота тавро в виде гусиной лапы. И еще интересно сегодня в далекой Башкирии, недалеко от Уфы также имеется поселение Казайак. В архивных документах Казайак упоминается с 1812 года, однако заселение сегодняшнего Казайака началось на 5 лет раньше.
Почему Казайак?
Откуда же пришли наши прадеды? Долгое время мы считали, что с Балкан. Сейчас можно точно сказать, что родиной казайакцев было село Кызылджилар (Кырмызылар), находящееся в ста километрах от Варны. Отсюда-то в 1806 или 1807 году и двинулись в далекий путь в поисках счастья гагаузы.
Побывав в Болгарии, мы услышали, что в этом селе были известны сливовые сады из красных плодов, отсюда и его название. Ну а на карте Буджакской степи появилось село Казайак – одно из крупнейших нынче сел Гагаузии.
Многие топонимы имеют свою историю. Имеет ее и название нашего села. До появления наших прадедов здесь некоторое время жили татары и ногайцы. Поскольку, однако, они симпатизировали захватнической политике Турции, российский император Александр I выселил их. Кстати, именно они и назвали этот край Буджаком – необжитым, диким, затерянным углом.
Беседуя со старожилами, убеждаешься, что его дали основатели села. У гагаузов есть такая отличительная черта: любому предмету и объекту присваивать лаконичное, емкое название. Достаточно вспомнить, что иногда легче найти человека по тому, как его окрестили в селе (по-уличному), чем по фамилии. Вот и в данном случае ситуация та же. Рельеф нашей местности состоит из трех холмов, где две речушки и основная речка, сливаясь в одну, составляют рисунок гусиной лапы – казайак.
Однако в связи с тем, что гагаузы находились в тесном общении с болгарами, молдаванами, русскими, слово Казайак было искажено. Произошло это, скорее всего, следующим образом. По-гагаузски житель села «казайаклы». Со временем звук «йа» в произношении был утрачен. Так появились слова «Казаклия» и «казаклийцы».
На особом положении
Жители Буджака были наделены правами и привилегиями колонистов на основе указа Правительствующего Сената от 29 декабря 1819 года. Каждая семья сельчан получила 30 десятин земли. Переселенцы освобождались на новых местах от платежа всех податей, рекрутской (воинской) повинности, постоя и других налогов на три года. Однако к переселению допускались только те колонисты, которые не обременяли казну требованиями пособий.
Уже к этому времени задунайские переселенцы составляли 83%, молдаване – 14,5. Были среди колонистов и русские, украинцы, греки, сербы, албанцы. В документах, опубликованных в литературных источниках, гагаузы и болгары официально на самостоятельные этнические группы населения не подразделялись. Все выходцы из-за Дуная причислялись к болгарам.
После образования села его жители за короткое время наладили развитие земледелия и скотоводства. А в 30-40 годы XIX века начали заниматься виноградарством, садоводством и огородничеством. Из румынских источников того периода известно, что село Казаклия имеет географическую позицию 46º северной широты и 26º восточной долготы.
До 1825 года сюда прибыли и осели 141 болгарская семья и одна румынская семья. Русское правительство дало землю только болгарским колонистам – 8520 десятин, но румыны остались. На 1825 год численность села составляет 1648 человек, которые проживают в 267 домах. Имеется церковь с храмом Святого Георгия; 130 лошадей, 800 голов крупного рогатого скота, 2700 овец, 11 ветряных мельниц и одна водяная мельница на реке Ялпуг.
Право на идентичность
К концу XIX века по переписи 1897 года в Казаклии было уже 372 дома, население 3482 человека. Численность крупного рогатого скота и лошадей составляла 2047 голов. Во всех источниках статистики населения гагаузы числились болгарами. Благодаря исследованиям немецкого историка Кепптетера эта ошибка была исправлена. Он был удивлен тем, что один народ - болгары - говорят на гагаузском (турецком) и болгарском языках. Поэтому с 1852 года научный мир узнал, что в Бессарабии живут гагаузы. Перепись 1897 года установила историческую справедливость, и гагаузы обрели вновь истинное название своего народа. После Крымской войны 1853-1856 годов, которая закончилась тяжелым поражением России, Парижским мирным договором 1856 года были установлены новые границы, которые больно задели казаклийцев. Пограничная черта проходила по реке Ялпуг.
В половине XX века Казаклия пережила годы I и II мировых войн, румынскую оккупацию 1918 – 1940 годов, страшный период голодовки 1946 – 1947 годов, унесший жизни многих сельчан, репрессии и депортацию 1949 года. Потом селе постепенно стала налаживаться новая жизнь. Советская власть все делала для восстановления разрушенного войной сельского хозяйства и промышленности. С 1946 года в селе началась коллективизация.
Знаменательное событие произошло в жизни казайакцев в 1954 году: все три колхоза объединились в одно хозяйство – имени Ворошилова, получившее впоследствии название «Искра», а затем «Казайак». Первым председателем объединенного колхоза стал коммунист, наш сельчанин П. К. Киор. 12 лет стоял он у руля, сумев добиться существенного улучшения благосостояния земляков. В 70-80-е годы экономика колхоза продолжала развиваться по нарастающей. И это было высоко оценено родиной. Более ста тружеников получили правительственные награды.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов смело сражались за свою Родину. А наш земляк Кол Константин Савельевич участвовал в Берлинской операции и при взятии логова врага – Берлина. Героически сражались в годы войны казаклийцы П. Д. Арабаджи, Д. Д. Данч, С. Н. Чакир, Н. Н. Капица, А. И. Чобан, С. Н. Герку, В. Ф. Островский, В. И. Костин, Р. И. Калчу, М. Ю. Кравец, Н. Ф. Чобан, И. И. Прутян, Ф. П. Дюльгер, Д. Н. Чеботарь, Н. В. Радиш, Ф. П. Стамат, И. Г. Узун, С. Д. Жек, И. К. Кара, Ф. Н. Чобан, К. В. Кеся, С. П. Русал, Н. С. Чакир, П. Н. Узун, И. А. Исаул, М. Г. Узун.
Свои боевые традиции они передали нашим ребятам, которые с честью выполнили свой воинский долг в Афганистане. 32 афганца из Казаклии участвовали в боевых операциях в Афганистане. Один из них Янев Гриша геройски погиб, посмертно награжден орденом Красного Знамени. Это только маленькая часть большой двухвековой истории села Казайак, которую творили наши сельчане.
Достопримечательностью с.Казаклия является местная церковь. Первая церковь была построена в 1819 году на каменном фундаменте, из плетневого материала, крыша покрыта камышом. Уже на 1834 г. здание церкви находилось в плачевном состоянии. В 1845 г. была построена новая церковь в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Здание храма однокупольное, каменное, толщиной стен около 1 м, высотой до 1 м. Недалеко от храма построена колокольня высотой около 18 м., оснащена тремя колоколами. По свидетельству старожилов, в 1940 г. в результате землетрясения колокольня была частично разрушена, а в 1942 г. восстановлена . При церкви имелось 120 десятин земли. С 1973 по 1988 г. коммунистический режим сделал из нее краеведческий музей, а с 1988 г. она вновь стала служить гагаузам в качестве церкви.
На 1915 г. на приходе было две министерские и одна церковно-приходская школы, в которых училось 43 мальчика. До 1915 г. о приходской библиотеке ничего не упоминается.
Всего семей на 1847 г. насчитывалось 176, в них было 1285 человек. На 1907 г. в селе домов насчитывалось 464, жителей 1856 м. п. и 1790 ж. п. На 1915 г. насчитывалось 817 домов,жителей 2143 м. п. и 2048 ж. п.
До настоящего времени Свято-Георгиевский храм действует.

Foto:

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок



#2 Reporter

    Завсегдатай

  • Форумчанин
  • PipPipPipPip
  • 939 сообщений
  • 2637 спасибо

Отправлено 21 February 2017 - 20:00

Друг у меня родом оттуда, Саша Данч. Хирург, и просто хороший человек.

Спасибо от 1 Пользователь:

#3 doctor Sam

    Пользователь

  • Форумчанин
  • PipPip
  • 34 сообщений
  • 186 спасибо
  • ГородФалешты

Отправлено 23 February 2017 - 19:12

Просмотр сообщенияReporter (21 February 2017 - 20:00) писал:

Друг у меня родом оттуда, Саша Данч. Хирург, и просто хороший человек.


С Днем Защитника Отечества! Да, соглашусь, Данч Александр Васильевич - гордость нашего села, хирург от бога и очень отзывчивый и добрый человек. Очень многим односельчанам помог и помогает в настоящее время. У него также замечательные родители. Мама - мой учитель русского языка и литературы, Мария Федоровна. Это она знакомила нас с жизнью по произведениям русских классиков. Давала возможность анализировать ошибки литературных героев и помогала избегать своих, открыла нам целый мир доброты и отзывчивости. Она воспитала достойного человека.

Спасибо от 2 Пользователи:

#4 Herodotus

    Пользователь

  • Форумчанин
  • PipPip
  • 138 сообщений
  • 179 спасибо
  • ГородÇadır

Отправлено 06 September 2020 - 22:37

А еще Казаяк славится своими бандитами и негласно считается бандитским центром Гагаузии... :-)

#5 Susanin 1983

    Пользователь

  • Форумчанин
  • PipPip
  • 22 сообщений
  • 12 спасибо
  • ГородUTA Gagauzia

Отправлено 09 September 2020 - 15:11

Речку Каз-айак скорее всего назвали ногайцы, которые проживали там до гагаузов.

Спасибо от 1 Пользователь:

#6 kreol

    Профессионал

  • Форумчанин
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1907 сообщений
  • 3299 спасибо
  • Городстолица

Отправлено 09 September 2020 - 21:02

На счёт речки не скажу, не знаю есть она там, или нет, но ВИНА хорошие!

Спасибо от 2 Пользователи:




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей